«Все права защищены! Охраняется законом! Копирайт! Не трогай! А-а-а!»
Где только не ставят эти надписи. Прямо таки бронебойные буквы.
А что же они означают на самом деле? Все ли так хорошо охраняется само по себе? В этой статье разберемся с тем, что такое «товарный знак» и как он может охраняться.
Никакой товарный знак никому не принадлежит
Вот так вот. Выходит, что можно просто так наклеить яблоко на любой телефон и продавать? Нет конечно.
Весь секрет в природе товарного знака. Сам по себе он не материален, его не существует в виде индивидуально определенной вещи. И пусть вас не пугает это определение, мы не уйдем в сухую теорию.
ВАЖНО: Товарным знаком называется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО на обозначение (ст.1477 ГК РФ).
И закон регулирует вопросы, связанные с этим правом. Отсюда и споры.
ВАЖНО: «По умолчанию» чужие товарные знаки использовать запрещено. Везде (передаем привет разделу сайта «наши клиенты»).
«Вообще-то не везде» — может сказать знаток 4 части ГК РФ. Да, не везде, но эта статья не для вас, уважаемые коллеги, а для предпринимателей, которым порой лучше перестраховаться. Позвольте мне такую вольность.
Право на товарный знак не возникает «само по себе»
Ладно, разобрались. Право так право.
Следующий вопрос – существует ли это право само по себе? Я придумал, значит мое право?
Давайте разберемся в этом на простом примере — у нас будет креативный маркетолог, у которого (спойлер) украдут логотип.
История одного маркетолога
Итак, представим себе маркетолога Васю, который открыл свое агентство. Ну, как открыл – друзья обращаются, теща, сарафан работает. Вроде как заказов все больше, надо и название придумать звучное.
Собрались вечером ребятами, подумали. Решили назвать «Альдерагос» и вымышленного персонажа (Васе нравится и это главное). Наклеили звучное название на сайт, облепили фразами «охраняется законом, незаконное копирование преследуется…» ну и так далее.
Вася что-то слышал про товарный знак, но решил, что у него сейчас есть дела поважнее. И в конце концов, он же сам придумал это название и логотип, что может произойти. И произошло.
Через неделю бывший сотрудник уходит от Васи и… открывает свой Альдерагос, тоже маркетинговое агентство. Только в отличие от Васи он сразу обратился к юристу и отправил логотип с пакетом документов на регистрацию в ФИПС, который признал за ним право на товарный знак «Альдерагос». Теперь Вася оказывается под ударом – ведь он использует чужой логотип.
Стоп.
Как так чужой?
Вася же его придумал.
ВАЖНО: ПРАВО на товарный знак удостоверяется ТОЛЬКО СВИДЕТЕЛЬСТВОМ на товарный знак.
Так, чтобы стать законным обладателем права на товарный знак, нужно обязательно это право зарегистрировать в ФИПСЕ, даже если Вы сам автор логотипа.
«Так выходит, что Вася все это время работал на репутацию бренда, который считал своим, а по закону он теперь чужой?»
В общем и целом – да.
«А как же недобросовестная конкуренция? Судится надо! А еще…». Да, в определенных случаях есть возможности воздействовать на ситуацию и «отвоевать» наши права, но об этом в другой статье. Закончим последним тезисом.
ВАЖНО: зарегистрировать право на товарный знак ДЕШЕВЛЕ, чем СУДИТЬСЯ за него.